Бизнес-завтрак «Ведомостей»

16 февраля деловая газета «Ведомости» провела бизнес-завтрак на тему «Персональное финансовое планирование как эффективная модель взаимоотношений банков с клиентами». Генеральным партером мероприятия выступило российское подразделение международной консалтинговой компании Accenture. В завтраке приняли участие представители крупнейших российских банков и брокеров, в числе которых Сбербанк, ВТБ 24, Росбанк, Номос-банк, Промсвязьбанк, Кредит Европа банк, «Брокеркредитсервис», брокерский дом «Открытие» и другие.

Модель персонального финансового планирования предполагает, что сотрудничество клиента с банком, в частности график приобретения тех или иных финансовых продуктов, строится исходя из потребностей и реальных возможностей клиента в соответствии с его персональным финансовым планом, разработанным банком. В основе плана – информация, которую банк получает от клиента: данные о текущей финансовой ситуации (доходы, расходы, сбережения, страховки и т.д.), цели и потребности (крупные покупки и инвестиции, увеличение сбережений и пенсионных накоплений, расходы на страхование и т.д.), представления о степени риска, на который клиент готов пойти для достижения намеченных целей.

Персональное финансовое планирование − модель взаимодействия банка с клиентами, при которой банк выступает не продавцом своих продуктов, а финансовым консультантом, – явление пока что редкое на российском рынке. «Но очевидно, что лидеры отрасли уже сегодня осознают, сколько новых возможностей для развития бизнеса открывает этот подход, – отмечает Дмитрий Зайцев, партнер, директор практики “Управленческий консалтинг” компании Accenture, модератор встречи. – Это говорит об изменении менталитета финансовых организаций в России, смещении акцента в работе с клиентами с позиции “Что я могу продать?” на позицию “Что я могу предложить, чтобы помочь клиенту в достижении его целей?”»

Для представления западного опыта в применении модели персонального финансового планирования к участию в завтраке были приглашены Эдоардо Ломбарди, один из совладельцев и основателей Mediolanum Group, которая успешно внедрила систему персонального финансового планирования и стала единственной в Италии финансовой группой, показавшей рост во время кризиса, и Луис Альберто Морено, уникальный эксперт, за плечами которого крупные проекты внедрения и построения системы персонального финансового планирования как со стороны финансовой группы, так и со стороны консультанта.

Выступление Луиса Альберто Морено было посвящено методологии персонального финансового планирования, основанной на его профессиональном опыте, включающем в себя завершенные проекты как в Европе, так и в  Латинской Америке. Эдоардо Ломбарди поделился с участниками завтрака опытом внедрения и использования модели персонального финансового планирования в банке Banca Mediolanum S.p.A.

Широко обсуждались также вопросы практического применения модели персонального финансового планирования в России: спрос на такого рода услуги, финансовое планирование в условиях высокой волатильности российского рынка, менталитет российского потребителя, не привыкшего строить долгосрочные планы, роль консалтинговых компаний в разработке технологических решений для банков, а также готовность финансовых организаций к пересмотру подхода к отношениям с клиентами.